d9d4f495e875a2e075a1a4a6e1b9770fd9d4f495e875a2e075a1a4a6e1b9770f
Матёра – это
островная деревня, на берегу Ангары, история которой насчитывает уже больше 300
лет. Многое повидала на своем веку Матёра – стояла она на торговом пути, и часто именно
здесь ночевали торговые люди, здесь проходили бои с Колчаком, и останавливались
обозы с арестантами. Была когда-то в Матёре своя церквушка – она и сейчас
стоит, только уже давно устроили в ней склад. Есть в деревне и свой аэропорт,
откуда два раза в неделю местные жители летают по делам в город.
Но однажды в деревне
разнеслась весть, что всех жителей отсюда переселяют – на Ангаре строят плотину
для электростанции, и вскоре деревня, вместе с другими поселениями на берегу,
будет затоплена. Все жители по-разному воспринимают это известие. Но покидать свои дома, к которым они уже
привыкли, люди не хотят. Они не слушают уговоры и доводы – им жалко оставлять и
свое хозяйство, вещи, которые не потребуются в городе, и саму деревню, жизнь в
которой кажется им понятной и простой. Конечно, они знают, что в городе им не
придется ходить за водой – из кранов течет даже горячая вода, а не только
холодная, есть там и другие удобства, но главного в городе нет – ангарских
просторов, шума реки, неторопливых бесед у самовара. Тоскливо и неуютно будет в
этом городе людям, привыкшим к широте и величию природы.
Но все же жители
начинают постепенно уезжать из деревни. Дольше всех остаются в Матёре одинокие
пожилые женщины, которые наблюдают, как деревню с одного конца поджигают. Они
ничего не делают для того, чтобы предотвратить возгорание других домов – просто
стоят и молча смотрят. А потом, обсуждая это событие, приходят к выводу, что загорелись
дома случайно, так как не могут допустить мысли, что хозяин, уезжая, мог сам
поджечь свой дом.
Одна из героинь, до
последнего остающаяся в родной деревне – Дарья. Она баба боевая, решительная,
«с характером». Вокруг Дарьи объединяются все слабые, и она не просто готова
дать словесный отпор обидчикам, а может и напасть на них, взяв в руки палку. Ее
характер не позволяет ей просто пассивно наблюдать, как рушится ее старый мир –
она ругается со своим сыном Павлом и его женой, винит их в том, что они
покидают деревню. Сама Дарья перед тем, как уехать из дома, чисто моет его и
даже белит, переживая, что в некоторых местах побелка легла не ровно. Эти ее
действия очень схожи с ритуалом, который проводят, когда провожают покойника.
Другие бабы в деревне
тоже растеряны. Настасья, уезжая, беспокоится
о том, что у нее убежала кошка. Хотя с кошкой и не пускают в транспорт,
перевозящий людей, и все оставляют всю «живность» в деревне, она просит Дарью
позаботиться о кошке, «подкормить» ее, даже не думая о том, что и Дарья скоро
будет вынуждена уехать. А еще беспокоит женщин судьба деревенского кладбища,
где захоронены все их предки. Им сказали, что перед самым затоплением приедет
сюда санитарная бригада и уничтожит кладбище – это всех жителей деревни очень
пугает. Дарья даже думает о том, что когда она сама умрет, все родственники
придут судить ее, и представляет их себе в виде огромного строя, «которому нет
конца».
Не только старухи не
хотят уезжать из деревни. Та молодежь, которую так ругала Дарья, тоже чувствуют
себя не очень спокойно. В конце рассказа и Павел говорит о том, что не понимает
того, «что сотворили с поселком».
«История деревни Матёра заставляет задуматься о ценности родного места и привычного образа жизни. Решение покинуть дом, наполненный воспоминаниями и теплом, или остаться, борясь с изменениями, вызывает внутренний конфликт у жителей, вынужденных столкнуться с трудным выбором.»