Повествование в
рассказе ведется от первого лица. Действие происходит в 1948 году.
Главный герой –
мальчик, который учится в пятом классе в райцентре, расположенном в 50 километрах от его
родной деревни. В деревне была только начальная школа, и все учителя отмечали
способности мальчика и советовали его матери отдать его учиться в среднюю
школу. Дома они жили очень бедно, продуктов не хватало, и мать решила все же
отправить мальчика в райцентр, поселив его у своей знакомой. Время от времени
она присылала из дома посылки с картошкой и хлебом, но эти продукты быстро
пропадали – видимо, или сама хозяйка квартиры, где жил герой, или кто-то из ее
детей, их воровали. Так что и в городе герой голодал, часто имея на ужин только
кружку кипятка.
В школе мальчик
учился хорошо, но ему не давался французский язык. Он легко запоминал слова и
фразы, а вот произношение «поймать» никак не мог, что очень беспокоило его
молодую учительницу Лидию Михайловну.
Для того, чтобы найти
деньги себе на еду и молоко, герой начал играть в «чику» на деньги. В компании
игроков собрались более старшие ребята,
а из одноклассников героя был только
один – Тишкин. Сам герой играл очень осторожно, используя для этого
деньги, которые присылала ему мать на молоко, а ловкость помогала ему
оставаться в выигрыше, но он никогда не
выигрывал больше рубля в день, сразу же уходя. Это очень не нравилось другим
игрокам, которые избили его, когда он уличил в жульничестве одного из ребят.
На следующий день он
пришел в школу с разбитым лицом, на что обратила внимание учительница
французского и классный руководитель Лидия Михайловна. Она стала его
расспрашивать, что случилось, он не хотел отвечать, но Тришкин все ей
рассказал. Тогда она, оставив его после уроков, поинтересовалась, зачем ему
деньги и услышав, что он на них покупает молоко, очень удивилась. Пообещав ей
никогда больше не играть, мальчик нарушил данное слово, и его снова избили.
Увидев его, учительница заявила, что ей надо с ним позаниматься французским
дополнительно. А так как времени в школе оставалось мало, то она велела ему
приходить к ней в квартиру по вечерам. Герой был очень смущен, да еще и
учительница пыталась постоянно накормить его, от чего он постоянно отказывался.
Как-то раз на адрес школы и на его имя пришла посылка, в которой были макароны,
сахар и плитки гематогена. Он сразу понял, от кого была эта посылка – его
матери просто негде было взять макароны. Он отнес посылку к Лидии Михайловне и
потребовал, чтобы она больше никогда не пыталась передавать ему продукты.
Лидия Михайловна, видя, что мальчик отказывается принимать помощь, пошла
на новую хитрость – она научила его новой игре на деньги – «пристенке». За этой
игрой они и проводили вечера, стараясь разговаривать шепотом, так как в
соседней квартире жил директор школы. Но однажды герой, увидев, что учительница
жульничает, причем, делает так, чтобы он постоянно выигрывал, разозлился, и у
них завязался громкий спор, который и услышал вошедший в комнату директор.
Лидия Михайловна призналась ему, что играет с учеником на деньги, а через
несколько дней после этого уволилась и уехала к себе домой, на Кубань. Зимой
герой получил еще одну посылку – ящик, полный макарон, под которыми лежали три
больших красных яблока. Он сразу догадался, кто прислал ему эту посылку.
Урок доверия и жизненных уроков.
Урок доверия и самостоятельности.